В конце июня в Челябинске прошел семинар-совещание на тему «Законодательное обеспечение и правоприменительная практика управления многоквартирными домами как объектами недвижимости». Выработаны рекомендации Госдуме, Правительству РФ, Минрегионразвития.
Было отмечено, что сектор ЖКХ до настоящего времени недостаточно урегулирован, не в полной мере сформированы рыночные отношения. Собственники помещений в многоквартирных домах не имеют опыта коллективного управления общим имуществом и организованного противостояния агрессивному навязыванию услуг управляющими организациями. Приход частных управляющих компаний вызывает у граждан определенные опасения в части гарантий их состоятельности, надежности и профессионализма. Кроме того, Правительством РФ до настоящего времени не определены стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Опыт применения стандартов раскрытия информации в сфере управления многоквартирными домами (об этом мы сообщали ЗДЕСЬ) показал, что ожидания населения о доступности информации не оправдались.
Особой проблемой названо проведение капитального ремонта жилищного фонда. Во время приватизации имущества были бесплатно переданы в собственность граждан жилые помещения в домах, многие из которых находились в ненадлежащем техническом состоянии. За последние 20 лет ситуация только усугубилась, а с 2005 года с введением в действие нового Жилищного Кодекса обязанность содержания и капитального ремонта своего жилья возложена на граждан. Однако плата на капитальный ремонт не взималась, и, соответственно, средства на ремонтные работы отсутствовали.
Челябинской области за годы действия Фонда содействия реформированию ЖКХ были выделены федеральные средства в размере 4,9 млрд. рублей. За четыре года отремонтированы 6048 домов, снесены 463 дома. Площадь домов, требующих капитального ремонта, в настоящее время составляет 11,6 млн. квадратных метров, финансовая потребность - 14,6 млрд. рублей.
По оценкам экспертов в сфере ЖКХ, если мы еще 10 лет будем продолжать ремонтировать дома в том же объеме, как сейчас, то 45 процентов жилищного фонда страны будет аварийным. Такие средства на приведение многоквартирных домов в надлежащее состояние государство предоставить не в состоянии. Население в большей своей части также не может сразу найти необходимые суммы, тем более на комплексный ремонт домов.
Участники семинара-совещания выработали рекомендации. В частности, Госдуме - предусмотреть обязательную финансовую поддержку собственников помещений за счет бюджетных средств для проведения капремонта многоквартирных домов;
- предусмотреть софинансирование региональных адресных программ по капремонту многоквартирных домов в рамках региональных систем капитального ремонта в период до 2016 года;
- предусмотреть обязанность властей по формированию в срок до 1 января 2014 года земельных участков под многоквартирными домами;
- определить порядок прекращения права застройщика на земельный участок под многоквартирным домом после ввода его в эксплуатацию.
Правительству РФ - установить минимальный перечень работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их выполнения и оказания;
- установить стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами;
- обязать управляющие компании отчитываться перед гражданами об исполнении договоров управления многоквартирными домами;
- предусмотреть субсидии из федерального бюджета малообеспеченным категориям граждан на оплату капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
- урегулировать порядок определения размера и границ земельных участков под многоквартирными домами, другое.
Органам местного самоуправления рекомендовано организовать разъяснительную работу среди собственников помещений в многоквартирных домах по предлагаемым к принятию Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации концептуальным изменениям, вносимым в федеральное законодательство в сфере управления жилищным фондом.