В настоящее время проблема сбора, транспортировки и захоронения твердых коммунальных отходов является одной из ключевых для коммунального хозяйства.
В России управление твердыми коммунальными отходами зачастую сводится к организации контейнерного сбора отходов и их своевременного удаления с мест образования. В итоге образуется один поток твердых коммунальных отходов. При этом не делается различия, куда этот поток направлять - на захоронение, сортировку или сжигание.
Если весь поток твердых коммунальных отходов подвергается захоронению, происходит потеря вторсырья (упускается прибыль от возможной реализации ценных компонентов), сокращается срок службы объекта захоронения, ухудшается экологическая ситуация, увеличиваются расходы на транспортирование отходов.
Говоря об организации обращения с отходами в г. Магнитогорске, следует отметить, что на территории нашего города расположено более 3700 мусорных контейнеров. В прошлом году началась активная установка заглубленных контейнеров, как на въездах в город, так и на внутриквартальных территориях. На сегодняшний день их уже более двадцати.
Помимо этого, в городе внедряется система раздельного сбора отходов. На территории жилого сектора установлены 36 сетчатых оранжевых и зеленых контейнеров для раздельного сбора пластиковых бутылок, стекла, и алюминиевых банок. Эти контейнеры активно используются жителями. Кроме того, подобные контейнеры устанавливаются в местах проведения развлекательных городских массовых мероприятий.
В Магнитогорске работают предприятия, принимающие ртутьсодержащие отходы, резино-технические, пластиковые и стеклянные изделия, макулатуру, отработанные синтетические и минеральные масла, отработанные аккумуляторы.
Но это только часть того, что нам сегодня диктует федеральное законодательство.
В конце 2014 года был принят федеральный закон № 458-ФЗ, целью которого является поэтапное, вплоть до 2020 года, выстраивание системы обращения с отходами: это увеличение количества перерабатываемых отходов, уход от свободной конкуренции в области обращения с отходами к государственному регулированию.
Законом внесен ряд изменений в Законодательство Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в т.ч. в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и в Жилищный кодекс РФ.
Прежде всего, изменилось само понятие отходов. Еще вчера их делили на твердые бытовые (ТБО) и крупногабаритные (КГО). К первым относятся разнообразные пищевые отходы, упаковка, а ко вторым, мебель, большая часть бытовой техники и тому подобное.
Сегодня эти виды мусора попадают под одно общее понятие - ТКО, то есть твердые коммунальные отходы. Теперь федеральное законодательство не разграничивает понятие «твердые коммунальные отходы» для жилых и нежилых помещений, как это было прежде, но для них могут устанавливаться разные нормативы накопления ТКО.
Также Законодательство вводит понятие регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор будет осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов в соответствии с разработанной региональной программой и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор выбирается на срок не менее чем 10 лет на основе конкурсного отбора и будет обладать в силу Закона эксклюзивным правом заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Собственники жилых домов или управляющие организации будут обязаны заключить договора и осуществлять расчеты на оказание коммунальной услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. В свою очередь, Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику ТКО, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор будет принимать ТКО в объеме и в местах, которые определены в этом договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО будет оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В настоящее время порядок отбора Регоператора не утвержден, разработан только проект нормативного акта, с которым можно ознакомиться на сайте www.regulation.gov.ru.
Кроме того, Министерством экологии Челябинской области ведется работа по разработке территориальной схемы и региональной программы по обращению с отходами, собраны предварительные данные с муниципальных образований области, проведен конкурс на разработку территориальной схемы. В территориальной схеме будет четко прописана система организации и осуществления деятельности на территории Челябинской области по обращению с отходами и направление ее развития.
Хочется также отметить, что 24 декабря 2015 года Министерством экологии Челябинской области заключено концессионное соглашение о создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры в Челябинской области в отношении переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Магнитогорского кластера.
В рамках концессионного соглашения в Магнитогорске появится межмуниципальный полигон захоронения твердых коммунальных отходов, отвечающий современным требованиям санитарных и экологических нормативов. Это серьезный шаг для решения целого ряда экологических вопросов. За счет сокращения количества свалок уменьшится их негативное воздействие на окружающую среду. За счет сортировки мусора новая система позволит сократить количество отходов, поступающих на полигон, и вовлечь в повторное использование бумагу, пластик, стекло, цветные металлы и другие виды вторсырья.