В среду на заседании комиссии по социальной политике обсуждался вопрос о реорганизации второй горбольницы. Решение об объединении различных медицинских муниципальных учреждений в единое юрлицо депутаты одобрили два года назад. По итогам работы больницы депутаты пришли к выводу, что укрупнение не привело к улучшению.
Горбольница №2 возникла в результате слияния четвертой горбольницы, родильных домов с входящими в них женскими консультациями, детской поликлиники №2, детского санатория №1, молочной кухни, а также других организаций в их составе. Это решение активно лоббировал начальник городского управления здравоохранения Сергей Богданов, его поддерживал тогдашний руководитель областного ФОМСа Роман Панов.
По словам председателя комиссии Ивана Сеничева, предложение, продавленное администрацией города, с самого начала вызывало массу сомнений, но чашу весов «за» перевесили шансы попасть в федеральные и региональные программы и обещания многомиллионных выплат из вышестоящих бюджетов и внебюджетных фондов. Да и расчеты специалистов профильных управлений администрации говорили о выгоде для горожан. Например, от образования единого перинатального центра: в повышении качества медицинской помощи, в снижении числа патологий, в улучшении диагностики и ухода за беременными женщинами.
Депутаты рискнули пойти на эксперимент, но решили тщательно отслеживать ситуацию. Вот с этим то и возникли первые проблемы. На свои обращения с просьбой предоставить результаты работы горбольницы №2 депутаты получали либо заверения, что итоги подводить пока рано, либо радужные картинки всеобщего благоденствия.
Факты, заставившие серьезно задуматься, стали видны из акта КРУ, которое по депутатскому запросу провело проверку деятельности «монстра» городской системы здравоохранения. В сложившейся картине уж слишком разнятся виртуальные перспективы двухлетней давности и сегодняшняя реальность. Например, не организована работа неонатологов и выездных педиатрических бригад для наблюдения пациентов на дому, нет единой врачебной комиссии для наблюдения за беременными женщинами, во многом не отвечает изначальным задачам и перинатальный центр. Из переданных больнице 47 (!) зданий в разных районах города используются по назначению не все. Не получила больница и средств, о которых говорилось при обосновании реорганизации: ни по специальному тарифу ФОМС, ни из областного бюджета для оснащения перинатального центра и текущих ремонтов - в общей сумме около 200 млн. рублей. Зато убытки составили 2 млн. рублей.
По словам главного врача второй горбольницы №2 Валентины Ленгузовой, надежды, которые возлагались изначально на единое медицинское учреждение, не оправдались. Конечно, были и положительные моменты. Но в целом нужно признать, что эксперимент, который в то время представлялся как первый подобный опыт в стране, не возымел ни экономического, ни социального эффекта. Не обеспечила реорганизация и привлечения дополнительных средств.
«Чуда не произошло, - подытожила мнения коллег по депутатскому корпусу Марина Шеметова. – Показатели не улучшились настолько, насколько можно было ожидать. Создана структура, которая монополизировала акушерскую и гинекологическую помощь, при этом став малоуправляемой и неэффективной». «Из-за управленческих нестыковок в этом году недолеченными в санаторных условиях остались более 400 беременных женщин», - продолжает депутат Мария Москвина.
По мнению доктора мед. наук, профессора, принимавшего участие в разработке городской реформы здравоохранения, Александра Коваленко, основная цель, ради которой затевалась реорганизация, не достигнута. Не удалось достичь оперативности управления и улучшения качества медицинского обслуживания. Объединение такого большого количества медицинских учреждений не оправдывает себя ни функционально, ни территориально. А значит, нужно от этого отказываться.
Подводя итог, спикер горсобрания Александр Морозов жестко констатировал: «Все полученные «плюсы» можно было достичь управленческими решениями и без проведения крупномасштабной реорганизации, а явных «минусов» - избежать».
По предложению Ивана Сеничева создана рабочая группа под руководством заместителя исполняющего полномочия главы города по социальным вопросам Сергея Кимайкина из специалистов администрации, депутатов Собрания, руководителей городских медицинских учреждений. Группа должна в недельный срок резюмировать выводы и представить их на следующее заседание депутатской комиссии для принятия окончательного решения.