Сегодня, накануне Всемирного Дня защиты прав потребителей, в библиотеке Крашенинникова прошла встреча со студентами, посвященная этой дате.
О деятельности в сфере защиты прав потребителей, актуальных проблемах потребительского рынка и о путях их разрешения говорили те, кто стоял у истоков создания системы защиты прав потребителей в нашем городе. Это спикер горсобрания Александр Морозов, председатель ОЗПП Владимир Зяблицев и ведущий специалист Роспотребнадзора Ольга Ковалевская.
Не просто вдумчивыми слушателями, а заинтересованными собеседниками стали студенты МГТУ, а также филиалов Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ и Московского психолого-социального университета.
Во время знакомства оказалось, что собравшиеся в зале ребята и Объединение защиты прав потребителей – ровесники. Примерно 23 года назад одни - делали первые попытки познания мира, а другие – первые в нашем городе шаги применения совершенно нового закона о защите прав потребителей.
«Многие считали, что ничего не получится у этой организации, - вспоминает Александр Морозов. – Потому что закон воспринимался как несбыточная сказка: как можно в стране, где хаос, в бандитские 90-е годы, говорить о каком-то законе, о порядочности, победить мошенничество и нечистоплотность торговцев разных мастей».
Но получилось же! В качестве одного из ярких примеров спикер назвал прогремевший на федеральном уровне процесс, когда магнитогорские защитники прав потребителей выиграли длившийся полгода суд у Аэрофлота. Права пассажиров задержанного рейса, не получивших питание и ночлег, удалось отстоять. Аэрофлот – тогда монополист воздушных перевозок (!) выплатил материальные и моральные издержки.
В истории ОЗПП немало побед. Именно благодаря этой организации магнитогорцы в свое время перестали оплачивать абсурдное: отопление балконов и лоджий. А ведь несколько лет назад эти квадратные метры включались в отапливаемую площадь.
Были и другие интересные случаи. Так накапливался бесценный опыт, расширялся спектр услуг, где потребители могли рассчитывать на защиту своих прав. А вместе с этим росли авторитет и доверие магнитогорцев к ОЗПП. Сегодня адрес Объединения защиты прав потребителей - улица Октябрьская, 32 - знаком многим горожанам. И не только. За прошедшие годы более 90 тысяч граждан получили здесь квалифицированную юридическую помощь. Со своими проблемами приезжают жители ближайших городов и весей. И даже из соседнего Башкортостана.
«Когда человек приходит со своей проблемой, нужно дать грамотную консультацию, а для этого - разобраться, просмотреть массу документов. Дав неверный совет, можно усугубить ситуацию. Здесь важно иметь высокую эрудицию и большое трудолюбие», – отметил Александр Морозов.
Владимир Зяблицев, продолжая тему, посетовал, что в образовательные стандарты не входит обучение основам потребительских знаний. Правовая грамотность потребителей пока оставляет желать лучшего. «Нужно формировать алгоритм действий до совершения покупки, - призвал председатель ОЗПП. – Каждый должен знать, что делать, когда столкнулся с нарушением. Степень успеха при защите прав зависит от того, насколько грамотно собрана документальная база, в срок и правильно написана претензия. Поэтому всем необходимо изучать законодательство о защите прав потребителей».
Каждый год День защиты прав потребителей проходит под своим девизом. В этом году актуальной признана проблема здорово питания. Нездоровое питание связано с четырьмя из десяти основных причин смерти во всем мире: избыточный вес и ожирение, высокое кровяное давление, высокий уровень глюкозы в крови и высокий уровень холестерина.
«Под контролем Роспотребнадзора находится питание в детсадах, школах, больницах, - объясняет Ольга Ковалевская. – Но когда выбор происходит самостоятельно, то часто определяющей в магазине становится цена, а не состав продукта. Совет: в первую очередь изучать маркировку товара, в том числе состав, срок годности».
С проблемами и вопросами горожане могут обращаться в Роспотребнадзор по адресу: ул. Ленинградская, 84 или по тел. 20-24-36. Кстати, в прошлом году количество обращений по поводу истекших сроков годности продуктов увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 2013 годом. Причем, иногда продавец не доглядит и потом сразу заменяет товар, а иногда сам участвует в сокрытии факта истечения срока годности, заклеивает дату стикерами с новой датой. То есть своими действиями делает продукт опасным для здоровья.
О заинтересованности пришедших на встречу студентов говорит тематика их вопросов. Они были не абстрактными, а вполне конкретными, связанными с реальной ситуацией в нашем городе. Говорили о закрытости деятельности управляющих компаний, о контроле услуг микрофинансирования, ценообразовании в сетевых магазинах. Интересовались дополнительной информацией и подробностями успешных судебных дел. Спрашивали о новых веяниях в законодательстве и взаимодействии правозащитников с городской властью.