В общественно-политическом центре прошла пресс-конференция на тему «Наши деньги - наши права: защита прав потребителей на рынке финансовых услуг», целью которой явилось повышение уровня финансовой и правовой грамотности населения.
В последнее время активно развивается рынок финансовых, и вместе с тем растет число жалоб и нарушений, связанных с получением этих услуг. К сожалению, чаще всего потребители страдают из-за невнимательности при заключении договоров, из-за недостатка правовой грамотности и умения отстаивать свои права. Именно об этом, открывая пресс-конференцию, говорил председатель Объединения защиты прав потребителей Владимир Зяблицев.
Статистику выявленных нарушений привела главный эксперт территориального отдела управления Роспотребнадзора по Челябинской области Ольга Ковалевская. Чаще они связаны с кредитными операциями: комиссия за досрочное погашение кредитов; навязывание страховых услуг; внеправовая деятельность коллекторских агентств; одностороннее изменение условий договора.
В частности, главный эксперт отметила, что за последнее время участились жалобы граждан, связанные с приходящей на их имя банковской картой. Потребитель ей пользуется, а потом узнает, что на этой карте накопились проценты, которые следует оплатить. Договор конкретно на карту человек не подписывал, но в свое время, делая крупную покупку в кредит, автоматически согласился с условиями пользования данной банковской картой, подписывая кредитные документы.
С видами незаконных банковских комиссий ознакомила член Ассоциации юристов России Елена Фасахова. В основном, это комиссия за открытие счета; за обслуживание кредита, за ведение счета, за досрочное погашение кредита, за выдачу кредита. «По статистике, за последние четыре года увеличилось число поданных исков о защите прав потребителей при оказании банковских услуг- рассказывает Елена Фасахова. - Если за 2008 год их было подано почти 12 тысяч, то в 2011 около 140 тысяч граждан написали исковые письма». Очень часто при оформлении кредита, например на телефон, покупателю навязывают какие-либо аксессуары, якобы как обязательное условие. Это незаконно, вы всегда можно от них отказаться. Поэтому если возникают проблемы с финансовыми услугами, потребитель может найти ответы на свои вопросы в Объединение защиты прав потребителей.
Завершил работу конференции и осветил вопросы страхования при оказании финансовых услуг юритстконсульт ООО Агентства права «Прометей».Авак Зурначян. Он пояснил, в частности, что страхование жизни и здоровья потребителя банком - дело добровольное и что стоит запомнить: потребитель вправе в любое время отказаться от услуг страхования. На практике в последнее время банки предоставляют два варианта услуг : либо вы подписываете кредитный договор с услугами страхования и платите по меньшей процентной ставке, либо без услуг страхования, но процентная ставка будет выше. И первый, и второй вариант являются законными, и тут уже сам потребитель должен решить, как ему будет выгоднее и удобнее.
Не все совершенно в действующем законодательстве, тем важнее повышать свою правовую грамотность.