Обеспечение устойчивого финансового и технического состояния муниципального транспортного предприятия, бесперебойная его работа по удобному для горожан графику – одна из важных городских проблем. Об этом шел разговор на сегодняшнем заседании Собрания.
Как доложил депутатам директор МП «Маггортранс» Александр Виноградов, за последние годы произошло значительное снижение пассажиропотока на муниципальном транспорте. Если в 2006 году в трамваях ездили более 100 млн. человек, то в этом году едва ли удастся перешагнуть порог 40 млн. поездок. Схожее положение и с автобусными перевозками.
Снижение пассажиропотока повлекло за собой и снижение доходов предприятия. В первую очередь это касается льготников: если в 2008 году предприятие в полном объеме получало компенсацию за каждую поездку по льготному тарифу, то в настоящее время плата осуществляется только за 20 совершенных поездок.
Таким образом, доходы МП «Маггортранс» в 2009 году без учета субсидий составили 551 млн. руб., что на 114 млн. руб. ниже уровня 2008 года.
В то же время расходы предприятия растут. Одна из основных статей расходов – затраты на энергоресурсы. В прошедшем году был отменен льготный тариф на электроэнергию для муниципальных предприятий, в результате рост тарифа составил 80%, в 2010 году – 37%. А в 2011–м планируется 100-процентная реализация электроэнергии по нерегулируемым тарифам, что может дать рост затрат на 40-50%.
Предприятие постепенно снижает собственные расходы. Так в 2009 году по сравнению с 2008-м годом они уменьшились на 30 млн. руб. А планируемые расходы текущего года без учета электроэнергии ниже 2008-го на 42 млн. руб. Предприятие планирует и в дальнейшем проводить мероприятия по оптимизации своего имущества. Но очевидно, этих мер недостаточно. Если не принимать кардинальных решений по проблемам муниципального транспорта, то при дальнейшем снижении числа пассажиров и росте тарифов на энергоресурсы, убыток предприятия может превысить 300 млн. руб.
Проблемой является и состояние подвижного состава. Средний возраст трамвая – 23 года, автобуса – 3. значительная доля вагонов находится за пределами нормативного срока. Изношено и большинство путей.
Необходимость скорейшего решения проблемы очевидна. Специалисты МП «Маггортранс» видят несколько путей выхода из сложившейся ситуации. В том числе, пересмотреть маршрутную сеть (избежать дублирования, скорректировать график движения по потребности). Постепенно заменить транспортные средства особо малой вместимости на более вместимые. Оптимизировать число маршрутов. Провести более тщательный отбор перевозчиков.
Собрание приняло к сведению информацию о состоянии дел МП «Маггортранс». Депутаты поддержали необходимость выработки четких путей улучшения работы магнитогорского транспорта и заявили о готовности вернуться в ноябре к обсуждению доработанной концепции дальнейшего развития городского транспорта для принятия существенных решений.
СПРАВКА: В городе работают 33 трамвайных и 22 городских автобусных маршрутов, в том числе 10, временно переданных муниципальному предприятию, и 14 сезонных садовых маршрута, из которых 10 городских и 4 пригородных. Частные перевозчики обеспечивают 40 автобусных маршрутов.
Парк подвижного состава МП «Магортранс» насчитывает 444 единицы: 290 трамваев, 154 автобуса. Выпускается на линию на сегодняшний день 187 вагонов и 109 автобусов, работающих на пригородных и городских маршрутах.