Сегодня свой профессиональный праздник отмечают работники Роспотребнадзора, специалисты Объединения защиты прав потребителей (ОЗПП). Это к ним стекаются все жалобы на некачественные товары, плохое исполнение работ, на несоблюдение закона о правах потребителей.
Работа контролирующей организации и особенно общественной, какой является Объединение, заключается не только в контроле, но и в работе по устранению нарушений, в обучении жителей знаниям своих прав и умению их отстаивать. Здесь и учёба по управлению многоквартирными домами по программе «Управдом», и выездные семинары по просьбам жителей, и консультации по самым разным вопросам в общественных приёмных депутатов, в приёмных для пожилых людей. Практикуют в ОЗПП и бесплатные юридические консультации, помощь в подготовке исковых документов в суд и т.п.
По словам председателя Объединения Владимира Зяблицева, работа непростая, но результатами можно гордиться. Вспомним хотя бы эпопею с водоснабжением дома №35 по ул. Ленинградской, где с помощью специалистов ОЗПП удалось добиться пересчета платы.
Общее число обращений граждан в ОЗПП за три года возросло более чем в два раза. Так, в 2011 году в ОЗПП рассматривались более 7,5 тысяч заявлений жителей, а три года назад их было около 3 тысяч. Вызывает тревогу резкий рост в последний год жалоб, связанных с услугами ЖКХ (57% от общего числа) и с качеством технически сложных товаров.
К сожалению, неисполнение судебных решений по направленным исковым требованиям составляет около 70%. Причины здесь разные, в том числе и неэффективная работа судебных приставов.
У Роспотребнадзора своя статистика: 36% жалоб, как и в прошлом году (34,6%) - на качество пищевых продуктов. Это касается продуктов с истекшими сроками реализации, товаров с отсутствующей маркировкой, с отсутствием обязательной дополнительной информации.
Следует отметить значительный рост жалоб на рынке туристических услуг, на такие медицинские услуги как татуаж и пирсинг. Это косметические услуги, которые относятся к медицинским. На них необходимо наличие лицензии, но, как правило, люди, работающие в этой сфере, не знают или «забывают» об этом. Стали обращаться и родители, дети которых получают платные образовательные услуги. Они начинают анализировать договоры и находят факты, которые ущемляют их потребительские права. В то же время и Роспотребнадзор, и ОЗПП отмечают снижение жалоб на качество обуви и одежды и услуги по их ремонту и пошиву.
Специалисты, общественники стоят на защите прав потребителей, но и каждому необходимо знать, как обезопасить себя от недобросовестных и нечестных поставщиков услуг, от некачественных товаров.
СПРАВКА: В СССР 1989 год был ознаменован созданием Всесоюзной федерации потребительских обществ, куда вошли Госстандарт, Санэпиднадзор, антимонопольный комитет (ФАС), уже существующие региональные и республиканские общества потребителей, кредитные союзы и другие организации подобного профиля. Благодаря созданной федерации немало советских граждан сумели отстоять свои интересы в конфликтных ситуациях, по обе стороны торгового прилавка и в сфере бытовых услуг.
В 1992 году Верховный Совет принял первый в истории России закон направленный на защиту граждан РФ, имеющих намерение заказать или приобрести какой-либо товар или услугу. Документ получил название «Закон о защите прав потребителей». Однако, даже тогда, Всемирный день прав потребителя в России отмечался полуофициально, и лишь вступление страны во Всемирную Организацию Союза потребителей дало этому дню должный статус.
В Магнитогорске Объединение защиты прав потребителей существует уже 19 лет. Инициатором его создания и одним из первых руководителей был нынешний председатель горсобрания Александр Морозов. Эта организация в ряду самых успешных и эффективных потребительских обществ в России. Она оказала реальную помощь тысячам обратившихся граждан не только нашего города, но и ближайших районов и городов.