Накануне сегодняшней даты – Всемирного дня защиты прав потребителей - в библиотеке Крашенинникова прошла встреча старшеклассников 51-ой школы с теми, кто ежедневно занимается этим благородным делом.
Начавший разговор председатель Собрания Александр Морозов отметил, что потребительское законодательство – самое востребование и применяемое. «Потому, что оно, в отличие от семейного, уголовного, трудового, пенсионного, касается абсолютно всех: от бомжа до президента. Ведь даже младенец, как только родился, уже имеет право на качественную медицинскую помощь», - привел пример спикер.
Кстати, именно Александр Олегович в 90-е годы, которые из-за разгула беззакония называют «лихими», привез в Магнитогорск идею создания общественной организации по защите прав потребителей. И всего лишь через год после принятия в нашей стране соответствующего закона такая организация в нашем городе появилась.
В этом году Объединению защиты прав потребителей исполнится уже 25 лет. За это время оно не только зарекомендовало себя как независимая некоммерческая организация, но и стала последней инстанцией в борьбе за свои потребительские права для жителей нашего города, ближайших районов Челябинской области и даже Республики Башкортостан.
По словам руководителя ОЗПП Владимира Зяблицева, за прошедший год к специалистам Объединения обратились 5400 человек. Среди проблем, с которыми все чаще сталкиваются потребители – обман в сфере интернет-продаж. За последние пять лет количество жалоб на нарушения потребительского законодательства при дистанционном приобретении товаров и оплате услуг выросло в 5 раз.
Именно поэтому девизом этого года стала фраза «Цифровые рынки – справедливые и честные». «За этими словами стоит идея обеспечить потребителям свободу выбора и защиту от обмана», - пояснил Владимир Иванович.
Взял этот девиз на вооружение и Роспотребнадзор, в полномочия которого также входит защита прав потребителей. Главный специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора в городе Магнитогорске Ольга Ковалевская объяснила молодым людям: «Часто к нам обращаются за защитой прав уже после заключения письменного договора, когда расторгнуть его можно только в судебном порядке. А ведь мы консультируем и на предварительном этапе: до подписания договора на предоставление, например, финансовых, транспортных или туристических услуг».
Присутствовавшие в зале старшеклассники слушали с интересом, ведь они, по собственному признанию, активные пользователи интернета и уже совершали покупки дистанционно. Очень полезной для них стала информация, что вернуть продавцу не подошедший по размеру или цвету товар можно не за свои, а за его средства. Главное – оговорить это условие до покупки.
В многочисленных нюансах потребительского законодательства можно и нужно разбираться. Чтобы уметь защитить свои права и помочь в этом своим близким.
СПРАВКА: Всемирный день защиты прав потребителей впервые отмечался в 1983 году. Он объявлен в честь речи Джона Кеннеди в Конгрессе США в 1962 году. Именно тогда на высшем уровне было закреплено понятие потребитель. Было выделено четыре принципиальных права потребителей: на информацию, на безопасность, на выбор и право быть услышанным. Позже они легли в основу закона о защите прав потребителей во многих странах, включая Россию.
В 1960 году была основана некоммерческая компания Consumers International (CI) — Всемирная организация потребителей. Она объединяет около 200 общественных и государственных организаций защиты прав потребителей более чем из 70 государств.
В 1992 году принят закон о защите прав потребителей в нашей стране.