Прошла рабочая встреча начальника управления транспорта и коммунального хозяйства Романа Родионова с сотрудниками Госавтоинспекции и представителями кикшеринговых компаний Whoosh и «МТС Юрент». Участники обсудили инциденты с участием средств индивидуальной мобильности, меры наказания для нарушителей и способы повышения безопасности.
По данным Госавтоинспекции, в 2024 году в Магнитогорске произошло 31 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, 21 случай — с пострадавшими, были ранены 22 человека. В 2025 году ситуация немного улучшилась, но проблема остается острой: зафиксировано 12 аварий, пять человек пострадали, еще пять были травмированы.
«Особую тревогу вызывают случаи с несовершеннолетними, — отметили в ГАИ. — В этом году зарегистрировано четыре ДТП с участием подростков 14-15 лет, причем двое скрылись с места происшествия, позже их личности были установлены».
В свою очередь, представители кикшеринговых компаний подробно рассказали о действующих санкциях за нарушения. «На территории города работает около тысячи наших самокатов. За езду вдвоем штрафуем на пять тысяч рублей. Управление в пьяном виде — 100 тысяч рублей. Если водитель причинил вред здоровью людей — штраф от 30 до 100 тысяч. Если самокатом управляют несовершеннолетние — 30 тысяч рублей. Только в прошлом году мы заблокировали более 2000 аккаунтов, в этом сезоне — уже свыше 300», — подчеркнул специалист по безопасности Whoosh Андрей Агнев.
Такая система штрафов работает и в «МТС Юрент». Как отметил руководитель группы логистики «МТС Юрент» Андрей Светличев, хоть и компания работает в городе первый год, но меры принимает не менее жесткие: «На текущий момент суммарно 136 аккаунтов уже заблокированы, в том числе 74 аккаунта несовершеннолетних. У нас есть своя «полевая» команда. Сейчас это 20 человек. Они работают по сменам и круглосуточно дежурят по городу. Также о нарушениях могут сообщать нам и сами жители через наш телеграм-бот (@pddurentbot)».
При этом Роман Родионов обратил внимание не столько на штрафные санкции, сколько на низкий уровень подготовки тех, кто пользуется электросамокатами: «Люди впервые встают на самокат и сразу выезжают в город. Они не понимают, как тормозить, держать дистанцию, объезжать пешеходов. Тренировочный полигон у нас сейчас — это дворы и тротуары. В итоге страдают все».
Со своей стороны, Андрей Агнев рассказал о практике своей компании по проведению школ вождения. К примеру, в прошлом сезоне прошло несколько подобных мероприятий на территории манежа. И по требованию администрации города кикшеринговые компании должны организовать тренировочные площадки с участием ГАИ. Решение было принято единогласно. Ведь наступившая теплая погода значительно увеличила спрос на аренду электросамокатов, что требует безотлагательных мер по обучению пользователей.
«В этом году летняя погода пришла рано, и люди уже активно начали пользоваться самокатами. Чтобы предотвратить возможные инциденты, необходимо как можно скорее организовать обучающие занятия», — подчеркнул Роман Родионов.
Управление транспорта и коммунального хозяйства предоставит закрытую площадку для проведения тренировок и привлечет сотрудников ГАИ для разъяснения пользователям СИМ правил дорожного движения. «Мы открыты к сотрудничеству и предлагаем кикшеринговым компаниям оперативно обратиться в управление для согласования деталей. Важно провести эти мероприятия до начала массового сезона», — отметил начальник УТиКХ.
На выделенной территории будет создан безопасный периметр для практических занятий, где инструкторы смогут обучить всех желающих основам управления электросамокатами. Участие Госавтоинспекции поможет не только контролировать процесс, но и доходчиво объяснить участникам ключевые правила безопасности. «Наша цель — не просто запретить, а научить людей правильно и безопасно пользоваться этим видом транспорта», — подчеркнул Роман Родионов.
Представители кикшеринговых организаций поддержали идею. Однако есть еще одна проблема — пользователи не читают правила, а автоматически принимают условия сервиса. В этой связи начальник УТиКХ предложил кикшеринговым компаниям усилить информационную работу: «Важно, чтобы вы активнее продвигали правила безопасности через свои приложения. Нужно разработать краткие, понятные памятки с основными требованиями: ограничения скорости, правила обгона, запрет на езду в нетрезвом виде. Это должен быть лаконичный методический материал, который сразу бросается в глаза».
О своем опыте работы с пользователями в этом направлении рассказал Андрей Светличев: «Если взять наше приложение — «МТС Юрент», то при регистрации пользователю предлагается пройти тест из 10 вопросов по ПДД. Пока он рекомендательный, но в будущем может стать обязательным».
Отметим, что подобные встречи с представителями кикшеринговых организаций и ГАИ проходят на регулярной основе. Раз в месяц специалисты подводят итоги и анализируют текущую ситуацию, связанную со средствами индивидуальной мобильности.