Вчера во время встречи с заместителем председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Георгием Лазаревым председатель горсобрания Александр Морозов обратил внимание на проблемы в сфере транспортных пассажирских перевозок. Вопрос поднимался не однажды, в том числе на уровне высшего законодательного органа страны, но решения так и не было принято.
Суть в том, что в соответствии с федеральным законом 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления (ОМС) относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания. При этом, действующим законодательством не детализированы права и обязанности ОМС в данной сфере. Например, не ясно, включены ли в полномочия права разрабатывать и устанавливать транспортные маршруты для организаций различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей, устанавливать расписание движения общественного транспорта, порядок проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок, определять критерии конкурсного отбора перевозчиков. Местные власти не имеют полномочий, чтобы проводить конкурсы на маршруты и жестко спрашивать за нарушения вплоть до отстранения недобросовестных перевозчиков. Все это приводит к безнаказанной вакханалии маршруток на дорогах, в том числе и нашего города. Маршруток и нарушений с их стороны становится всё больше, разборки между ними выходят за рамки закона.
Чётко расставить все точки над «и» должен был закон «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации». Он внесен в Государственную Думу, проект даже принят в первом чтении в июле 2007 года, но дальнейшее его рассмотрение неоднократно откладывалось. Последний раз рассмотрение было назначено на март 2009 года, но вновь отложено. Ко второму чтению рекомендовано к принятию более 50 поправок. В законопроекте сохранены нормы, в соответствии с которыми ОМС наделяются необходимыми полномочиями для организации и регулирования в сфере транспортных перевозок.
По инициативе Магнитогорского городского собрания депутатов вопрос рассматривался в мае этого года на заседании Координационного Совета Союза представительных органов местного самоуправления муниципальных образований России. В своем выступлении спикер горсобрания Александр Морозов отметил важность принятия законопроекта, который обеспечит решения проблемных вопросов, и был поддержан абсолютным большинством членов Координационного совета.
Однако, не дожидаясь столь важного закона, в разных городах страны местными властями были предприняты попытки навести порядок в сфере транспортных пассажирских перевозок собственными силами. Например, в Челябинске городская Дума своим решением об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок обязала всех операторов маршрутного рынка выполнять перевозки только в соответствии с договором, заключенным с администрацией города. Однако, прокуратура потребовала от депутатов гордумы отменить это решение, как противоречащее закону.
Во время вчерашней встречи с Георгием Лазаревым Александр Морозов обратил его внимание на пробелы в федеральном законодательстве, которые затрудняют работу властей по реализации задач местного самоуправления. Он передал депутату Госдумы официальное письмо, где указано, что с принятием законопроекта ОМС получат право устанавливать критерии конкурсного отбора перевозчиков, исходя из интересов населения и имеющихся ресурсных ограничений, включая пропускную способность объектов транспортной инфраструктуры. Кроме того, закон обеспечит формирование правовых основ единого рынка услуг пассажирского транспорта, развитие конкуренции среди перевозчиков и, как следствие, приведет к повышению качества и эффективности регулярных перевозок.
Александр Морозов попросил оказать содействие в возобновлении рассмотрения так необходимого всем проекта федерального закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации» с целью его скорейшего принятия. «Дайте нам точку опоры, как говорил Архимед, и мы наведем порядок на дорогах города», – заверил Александр Морозов.
Георгий Лазарев согласился с представленными доводами и пообещал всяческое содействие. «Действительно, количество транспорта на городских дорогах и вообще предоставление услуг по пассажирским перевозкам требует урегулирования, - сказал он. – Пассажирский транспорт должен приносить удобства населению, а не проблемы».