По данным трестов «Теплофикация» и «Водоканал», Магнитогорской энергетической компании, Центра коммунального сервиса и управляющих организаций, просроченная задолженность магнитогорцев по оплате ЖКУ на 1 июня составила почти 1,9 млрд рублей.
Проблема задолженности в сфере ЖКХ не теряет своей актуальности из года в год как на государственном, так на региональном и муниципальном уровнях. О том, как обстоят дела в нашем городе, рассказал начальник управления транспорта и коммунального хозяйства Кирилл Шумов.
Своевременная и полная оплата ЖКУ – обязанность собственников помещений (ст. 153 Жилищного кодекса РФ). Оплачивать жилищные и коммунальные услуги необходимо до 10 числа каждого месяца. Соответственно, в случае неуплаты за ЖКУ после 11 числа возникает просроченная задолженность. Магнитогорцы задолжали за:
- жилищные услуги – 301 миллион рублей;
- холодное водоснабжение и водоотведение – 232 миллиона рублей;
- отопление и горячее водоснабжение – 1041 миллион рублей;
- электроснабжение – 115 миллионов рублей;
- обращение с ТКО – 180 миллионов рублей.
Как видим, львиную долю здесь занимает задолженность за отопление и горячее водоснабжение (ГВС) перед «Теплофикацией».
Летний период – это время минимальных начислений за коммунальные услуги и время погашения задолженности. В случае неоплаты жилищных и коммунальных платежей существует несколько штрафных санкций:
- начисление пени за каждый день просрочки (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ);
- приостановление предоставления услуги – возможно отключение ГВС, электроэнергии, газа, тампонирование канализации;
- заявление в суд и осуществление принудительного взыскания;
- после вынесенного судебного решения и в случае отказа должника в погашении долга к процедуре взыскания привлекаются судебные приставы, которые могут изъять имущество гражданина и реализовать на торгах, направив денежные средства на погашение долга.
Для усиления платежной дисциплины ресурсоснабжающие и управляющие организации проводят ежедневную работу с должниками. На предупредительном этапе в досудебном порядке должникам направляются уведомления о наличии задолженности, проводится обзвон и автоинформирование должников. Их приглашают на заседания комиссий, созданные организациями в целях снижения дебиторской задолженности.
Просроченную задолженность предприятия ЖКХ взыскивают в судебном порядке. Как рассказал Кирилл Шумов, за пять месяцев 2021 года количество поданных судебных исков составило 8,8 тысячи на сумму 131,8 миллиона рублей, за пять месяцев 2022 года – 5,4 тысячи исков на сумму 99,5 миллиона рублей, а за пять месяцев 2023 года – 11,5 тысячи исков на сумму 214,5 миллиона рублей.
«Однако в указанный период с должниками было заключено больше соглашений на реструктуризацию задолженности за коммунальные услуги. В 2021 году за пять месяцев на сумму 54 миллиона рублей, в 2022 году – 31 миллион рублей и в 2023 году – 55 миллионов рублей», – пояснил Кирилл Сергеевич. Заключение соглашений позволяет должникам воспользоваться правом на получение субсидий.
Важно обратить внимание, что для удобства населения в 2023 году была создана «Единая квитанция» крупных поставщиков: трест «Водоканал», трест «Теплофикация» и ООО «МЭК». На едином сайте – https://mgn-city.ru - посредством электронного сервиса «Личный кабинет» появилась возможность:
- оплаты нескольких коммунальных услуг: за отопление, горячую и холодную воду, электричество, газ, взнос на капитальный ремонт;
- передачи показаний по холодной и горячей воде;
- просмотра истории оплат по лицевому счету с выведением на экран и автоматической отправки на электронную почту чека об оплате;
- формирования квитанции за услуги;
- расчета услуг по каждому месяцу;
- просмотра проживающих;
- просмотра параметров дома;
- установки настройки перенаправления квитанции на электронную почту.
«Существуют другие способы безналичной оплаты: «Система город», в отделениях банков, «MobiCash», «КУБ Директ», «Сбербанк онлайн», сайт ГИС ЖКХ. В прежнем режиме принимают платежи кассы ООО «ЕРКЦ» и почта России», – рассказал начальник управления транспорта и коммунального хозяйства.
Кирилл Шумов отметил, что работа ресурсоснабжающих и управляющих организаций с неплательщиками не преследует цель выселения, а направлена на то, чтобы взыскать долг, по сути, вернуть свои деньги. Своевременная оплата за ЖКУ предприятиям поставщикам необходима в первую очередь для качественного предоставления коммунальных услуг.