О профилактике преступлений, совершаемых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, рассказал начальник отдела уголовного розыска УМВД России по городу Магнитогорску Борис Быстренко.
Современный человек умеет эффективно защищать свое имущество, используя замки, охранные системы. Мошенники нашли брешь в этой обороне – это психика человека. Основная задача злоумышленника при совершении мошенничества – войти в доверие к человеку представившись государственным работником, сотрудником правоохранительных органов.
Злоумышленник вводит человека, в шоковое состояние, используя мотивы беспокойства за близких, волнение за свой телефонный номер, счет в банке или кредитную карту, после этого под предлогом оказания помощи требует следовать указаниям. В дальнейшем потерпевший послушно выполняет все инструкции мошенника.
«При совершении преступлений зачастую используются подставные лица, как правило, в возрасте от 16 до 40 лет, различного социального статуса, которым мошенники за небольшое вознаграждение предлагают оформить на свое имя банковские карты в различных банках, а также средства мобильной связи, которые в дальнейшем используются мошенниками при совершении преступлений.
Такую цепь банковских переводов, так называемых обналов, очень сложно проследить, в том числе и по причине длительности сроков рассмотрения кредитно-финансовыми учреждениями, мобильными операторами, интернет-компаниями, провайдерами запросов по фактам совершенных преступлений. Что в свою очередь способствует утрате электронного следа, а также его своевременности.
В настоящее время эта проблема решается на правительственном уровне. Между правоохранительными органами банковскими организациями и операторами сотовой связи создается электронный документооборот, за счет чего скорость взаимодействия увеличивается в разы», - рассказал Борис Николаевич.
Кроме того, мошенники посредством социальной инженерии на основе IT– технологий используют оборудование, для подмены телефонного номера на любой, в том числе и на действующий номер какой-нибудь государственной организации.
В 2022 году горожанам в результате действий мошенников был причинен ущерб в размере почти 214 млн. рублей, в 2023 год – около 404 млн. А в январе 2024 года размер причиненного ущерба уже превышает 10 млн. рублей. При этом если в 2022 году преступлений данного вида на территории города зарегистрировано 1691 (из них раскрыто 406), то за 2023 года преступлений данного зарегистрировано 2071 (из них раскрыто 423), в январе 2024 года зарегистрировано 137 преступлений.
Наиболее часто злоумышленники используют следующие схемы:
1. Перевод на «безопасный счет».
На телефон потерпевшего звонят неизвестные, представляясь сотрудниками банка, либо правоохранительных органов. И сообщают, что с вашими счетами происходят странные операции, наверное, это мошенники! Надо обезопасить деньги пока их не перевели себе на счета другие! Также могут сообщить о том, что неизвестный человек в другом городе использует доверенность от имени потерпевшего и оформляет кредит.
Якобы, чтобы его опередить, необходимо самостоятельно оформить кредит, и этими деньгами перекрыть кредит, оформленный мошенником. Потерпевшие оформляют на себя многотысячные кредиты, после чего вместе со своими сбережениями переводят на банковские счета злоумышленников.
Профилактика: безопасные счета - это выдумка мошенников. Необходимо прекратить разговор и перезвонить в банк самостоятельно, для уточнения информации. Не сообщать никому коды, поступающие в СМС на телефон. Для обеспечения безопасности счета клиента сотрудники банка имеют полный объем информации.
2. Взлом «Госуслуг».
Мошенники звонят потерпевшим, представляясь сотрудником мобильного оператора, и сообщают об необходимости продления срока договора по используемому мобильному номеру дистанционно, используя СМС-сообщении поступающие на его телефон. Используя данные коды, мошенники взламывают личный кабинет портала «Госуслуг», используя ресурсы портала, оформляют займы в микрофинансовых организациях, совершают иные действия.
Также взлом личного кабинета портала «Госуслуг» может быть сопряжен со звонком сотрудника банка, правоохранительных органов, портала «Госуслуг». Возможен взлом личного кабинета бесконтактно, используя «слитые» в сети Интернет логины и пароли от почтовых ящиков граждан.
Профилактика: сотрудники портала «Госуслуг», мобильных операторов, коммерческих организаций и правоохранительных органов в ходе телефонного разговора никогда не спрашивают какие-либо коды, это явный признак общения с мошенниками.
3. Родственник попал в ДТП.
Мошенники звонят на стационарные телефоны, как правило, в дневное и вечернее время, и сообщают информацию о том, что «дочь, сын, зять, внук иной родственник» попали в ДТП. Для разрешения ситуации требуются денежные средства, которые нужно срочно передать курьеру. С момента звонка до прихода курьера потерпевшего держат на связи по телефону, не дают положить трубку, продолжая разговор. При этом чаще всего звонки поступают на телефоны пожилых людей. Они торопят родственников с выплатой денег через курьера. Как правило, жертвы отдают деньги, а только потом перезванивают родственникам.
Профилактика: самое главное - обязательно дозвониться до родственников, а не торопиться отдавать деньги! Об этом необходимо сообщать пожилым родственникам, проводить с ними профилактическую работу.
4. Обман при покупке через сайты продажи товаров, сервис поиска попутчиков.
Мошенник размещает объявление о продаже товара на сайтах. В ходе переписки с покупателем присылает ссылку для оплаты товара (услуги) на один из мессенджеров. И потерпевший, переходя по ней, попадает на сайт-двойник. Не зная того сами, потерпевшие вводят банковские реквизиты, и вся информация поступает мошенникам. В дальнейшем данные реквизиты используются мошенниками при хищении денежных средств со счетов граждан.
В другом случае потерпевший, обращаясь по объявлению самостоятельно переводил денежные средства, не получая свой товар.
Профилактика: при покупке товара через вышеуказанные сайты, необходимо внимательно следить, чтобы переписка осуществлялась только на сайте, а не через мессенджеры. Т.е. стараться не переходить в мессенджеры, созваниваться с продавцом по средствам мобильной связи.
5. Взлом страницы в социальных сетях.
Мошенники взламывают страницы в социальных сетях и обращаются к друзьям жертвы с просьбой о переводе денежных средств, сообщая информацию о том, что ребенок попал в ДТП и нужна финансовая помощь на восстановление здоровья. Не задумываясь, потерпевшие переводят денежные средства, а через несколько дней только перезванивают знакомым и уточняют информацию. А ходе разговора выясняется, что страничка взломана и никакая финансовая помощь была не нужна.
Профилактика: прежде чем переводить денежные средства, обязательно свяжитесь с тем, кому они предназначены. К сожалению, мошенники для обогащения используют любые поводы.
6. Компенсация за БАДы.
Мошенники звонят потерпевшим и рассказывают о возмещении денежной компенсации за ранее приобретенные биологически-активные добавки, которыми они были не удовлетворены. Убеждая в том, что ранее, при покупке БАДов, они стали жертвами мошенников, которые уже задержаны, их счета арестованы. А покупателям предоставляется компенсация.
Но для того, чтобы получить компенсацию, нужно перевести денежные средства за страховку и другие услуги по доставке денежных средств. После перевода денег, жертвы мошенников никакие компенсации не получают. Данные преступления имеют длительный характер, и мошенники ведут общение с потерпевшими в течении нескольких дней, недель, месяцев. Жертвами мошенников являются, как правило, пожилые люди и лица пенсионного возраста.
Профилактика: компенсации за ранее приобретенные товары не существует. Данную информацию необходимо доводить до своих пожилых родственников.
7. Инвестиционные платформы.
Потерпевшие в социальных сетях находят объявления о выгодном вложении денежных средств в акции различных компаний. Мошенники убеждают жертву приобрести инвестиционный портфель, а после получения денежных средств, уже не выходят на связь, и потерпевшие не могут получить свои деньги обратно.
Профилактика: для того, чтобы осуществлять инвестиции, необходимо первоначально изучить фондовый рынок, детали вложения денежных средств и возможности их вывода. Не стоит доверять всем, кто представляется финансовыми консультантами, и уж тем более вкладывать свои деньги в предложенные неизвестными проекты.
Важную роль в недопущении фактов совершения преступлений, совершаемых с использованием IT-технологий, играет профилактика среди населения города. Данная работа стоит на особом контроле руководства УМВД России по Магнитогорску и ведется на постоянной основе.
Так, в январе 2024 года сотрудниками отдела уголовного розыска проведена профилактика с коллективами 39-и цехов ПАО «ММК», в Пенсионном фонде. Также сотрудниками полиции на постоянной основе проводится профилактическая работа с населением при несении службы.
Напоминаем, жертвами IT-преступлений являются лица в возрасте от 16 лет до 85 лет, различного социального статуса и сферы деятельности. Что важно! В большинстве случаев потерпевшие осведомлены о способах мошеннических схем, но несмотря на это становятся жертвами преступлений.